Главная Новости

Происхождение американского человека по данным языкознания

Опубликовано: 01.09.2018

видео Происхождение американского человека по данным языкознания

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ - ВЕДЫ СЛАВЯН: ОТ СОТВОРЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ ДО ВОЙНЫ БОГОВ 5 000 ЛЕТ НАЗАД

Языки американских индейцев весьма многочисленны и разнообразны. Насчитывается около ста языковых семей; некоторые из них включают большое количество очень мало сходных между собой языков. Нет ни одного признака, который объединял бы все американские языки. Раньше считалось, что всем американским языкам свойственен полисинтетический строй1. Но теперь обнаружен ряд исключений и из этого правила.


Индейцы перекочевали в Америку из Сибири? (новости)

Сравнение американских языков с языками других частей света не привело пока к установлению бесспорных связей между ними. П. Риве обнаружил, правда, ряд словарных параллелей между языками группы чон в Южной Америке и языками некоторых племен Австралии. Им же отмечены черты сходства в словаре между группой хока в Калифорнии и языками малайско-полинезийской группы. Не отвергая общепринятого мнения о берингоморском пути проникновения в Америку основной массы ее коренного населения, Риве считает, что за переселением северным путем из Азии последовали две другие волны: австралийская и океанийская. Произведенные Риве сопоставления выглядели довольно убедительно до тех пор, пока Н. Я. Марр не обнаружил таких же параллелей между некоторыми американскими языками и языками народов Кавказа. Сам Марр ошибочно толковал эти наблюдения как доказательство единства процесса образования языков. В действительности как океанийские, так и кавказские параллели американских языков либо случайны, либо являются следствием древнейших языковых связей, распространявшихся на все человечество, вероятно, до расселения его не только в Америку, но и в Австралию.

Были и другие попытки установить черты сходства между языками Америки и Старого Света. Эскимосский язык сближали с языками уральской (финно-угро-самодийской) семьи, атапаскские — с китайско-тибетскими. Все эти сопоставления носят пока характер рабочих гипотез, хотя нет сомнения в том, что в дальнейшем некоторые из них могут привести к установлению твердых соответствий.

При современном состоянии наших знаний языкознание указывает только на то, что заселение Америки происходило в эпоху, достаточно отдаленную не только для возможности полного обособления американских языков от языков Старого Света, но и для формирования многочисленных резко различающихся между собой языков в самой Америке.

Материала для уточнения древности американского человека и для определения путей его проникновения языкознание пока не дает.

Происхождение американского человека по этнографическим данным

Культура американских индейцев в эпоху проникновения в Америку европейцев была не менее разнообразна, чем их языки. Культурные элементы, общие всем народам, крайне немногочисленны и свойственны почти всему человечеству: каменные орудия, лук и стрелы, употребление огня, простейшие способы прядения, витье веревок, приручение собаки. Возделывание культурных растений (кукуруза, маниок, картофель), зачатки металлургии, элементы письменности и другие культурные достижения народов Центральной и Южной Америки, несомненно, возникли независимо от аналогичных открытий в Старом Свете.

На севере Америки имеется ряд этнографических особенностей, сближающих культуру ее обитателей с культурами Северо-Восточной Азии. Такими особенностями американские этнографы считают сложный лук, выпрямитель древков стрел, скребок с двусторонней рукояткой для шкур, сани и пр. Наличие подобных параллелей есть скорее всего результат сравнительно поздних культурных связей между обоими материками и не имеет прямого отношения к проблеме происхождения американского человека.

Наиболее спорен вопрос об океанийских связях. Тот же Риве, который собрал упомянутые выше лингвистические параллели между Америкой и Океанией, много потрудился для установления таких же параллелей в этнографических материалах. Он дает следующий список элементов культуры, общих для обеих областей1:

оружие: стрелометательная трубка, копьеметалка, палица с круглой или звездчатой головкой, лук, пращевой лук, праща, лассо;

орудия: тесло с согнутой рукояткой, палка с противовесом для переноски тяжестей;

средства сообщения: мост из лиан; водный транспорт: весло с костылеобразной рукоятью, плот из связок тростника, двойная пирога, пирога с балансиром, изображение глаза на носу лодки;

жилище: хижина на деревьях, хижина на сваях, коньковая черепица; утварь: деревянная ступка, деревянные сиденья и головные скамейки, гамак, противомоскитная сетка, щетка для волос, составной гребень;

одежда и украшения: дождевая накидка из растительных волокон, одежда из древесной коры и колотушка для ее изготовления, пончо, сети без узлов, способ тканья, фаллокрипт, украшения, вдеваемые в нос, грудные пластинки, изменение окраски перьев живых птиц (для украшения);

счет: кипу (узловое письмо — своего рода бирки из шнурков); музыкальные инструменты: сигнальная раковина, деревянный барабан, кожаный барабан, музыкальный лук, флейта Пана (из нескольких трубок), палочка для отбивания ритма;

игры: дощечка с лунками, в которые кидают камешки, ходули, дощечка со шнурком (трещотка), мяч с пером, игра тика (подскакивающая по земле палочка — выигрывает тот, чья дальше прокатится);

приготовление пищи: опьяняющие напитки, приготовляемые при помощи жеваншх, применение извести при жевании растений; земледелие: террасовое;

религия: раковины как дар и как деньги, танцы в масках, обычай

собирать головы в качестве трофеев, потлач (обычай раздаривания имущества), приветствие слезами;

уродование: деформирующая перевязка икр, ампутация фаланг в знак траура, трепанация черепа, различные уродования зубов, чернение зубов, кровопускание при помощи лучкового сверла.

Относительно многих элементов этого списка можно даже без специального анализа сделать заключение о полной возможности самостоятельного возникновения их в обеих областях. Роланд Дцксон показал, что многие общие элементы культуры сходны лишь в принципе и различны во всех деталях*.

Весьма существенным возражением против океанийской теории появления человека в Америке является то обстоятельство, что в Америке были неизвестны океанийские культурные растения (сахарный тростник, бананы, таро) и домашние животные (свиньи, домашняя птица). Отвечая на это возражение, сторонники океанийской теории заявляют, что переселение в Америку происходило до введения в культуру всех перечисленных растений и животных. По мнению Риве, океанийское переселение происходило две или две с половиной тысячи лет назад. При этом он считает, что не полинезийцы, а меланезийцы принесли с собой океанийские элементы в языке, культуре и физическом типе. Приходится, следовательно, допустить, что первыми насельниками Полинезии были чернокожие меланезийцы, для чего, по крайней мере по отношению к восточной Полинезии, нет никаких оснований.

Предположение о меланезийской миграции в Америку требует признания весьма высокой мореходной техники у древних меланезийцев. В настоящее время морские суда меланезийцев значительно уступают полинезийским, но и полинезийцы совершали по Тихому океану переходы, в несколько раз меньшие, чем от о-ва Пасхи или от Гавайских островов до берегов Америки. По расчетам Риве, даже лучшим полинезийским пирогам нужно двадцать дней, чтобы преодолеть это расстояние. При всем этом оказывается, что, переселившись в Америку, потомки меланезийцев утратили свою замечательную мореходную технику. Пирога с балансиром, которую Риве считает одним из общих элементов культуры, известна в Америке только в очень примитивной форме и встречается крайне редко.

Риве не решился предположить переселение австралийцев через Тихий океан. На помощь ему пришел португальский антрополог А. А. Мендес-Корреа, который выдвинул гипотезу о переселении через Антарктиду 2. Этот материк, по мнению Мендес-Корреа, переживал сравнительно недавно межледниковую эпоху, во время которой берега его были свободны ото льда. Риве приводит даже наблюдения «путешественников о необычайной способности огнеземельцев переносить холод как доказательство их прохождения через холодную Антарктиду. Но этим же качеством обладают и другие огнеземельцы — ямана и алакалуфы, занимающие, кстати, наиболее южную оконечность материка, язык которых, однако, не обнаруживает параллелей с языками австралийцев.

Совершенно фантастическое предположение выдвинуто Ж. Монтан- доном 3. По его мнению, австралийцы перевезены в Америку полинезийцами в качестве рабов! Но никаких данных о столь тесных связях полинезийцев с Австралией не имеется, не говоря уже о том, что остается непонятным, почему хозяева рабов не оставили следов своего пребывания в Патагонии.

Говоря об океанийско-американских культурных параллелях, нельзя не учитывать важную роль европейского завоевания. Уже в XVI в. испанские и португальские мореплаватели установили довольно оживленные связи между Америкой и Юго-Восточной Азией. Заведомо известно, что они распространили культуру банана и сахарного тростника в Америке, а в Юго-Восточной Азии культуру табака. Испанцы и португальцы переносили через Тихий океан не только культурные элементы, но и их названия. Известно, например, что стрелометательная трубка имеет сходные названия в обеих областях: в Индонезии она называется «сум- питан», «сопутан», «зотопут» и т. д.; в Океании — «зитипур», «затапур» и т. д.; в Америке — «сарбакан», «зарбатан» и т. п. Но советский этнограф Н.Г. Шпринцин привела убедительные доказательства, что американские названия типа «сарбакан» занесены в Америку португальцами1. В источниках XVI и начала XVII в. эти названия по отношению к американской стрелометательной трубке не фигурируют и появляются позже. В то же время в португальских источниках, относящихся к другим областям, термины типа «зербатан» встречаются с самого начала XVI в.

В целом проблему древних культурных связей между Океанией и Америкой следует признать по меньшей мере недостаточно разработанной. Но уже и сейчас несомненно, что многие аргументы сторонников океанийской теории носят явно тенденциозный характер.

Значение данных медицинской географии

П. Риве привлекает для доказательства своей теории также данные медицинской географии. Вкратце они сводятся к следующему:

1) у некоторых индейцев Мату-Гросу распростра

нена болезнь кожи, по клиническим симптомам и по строению возбудителя сходная с болезнью, отмечаемой в Океании и в Юго-Восточной Азии;

2) у индейцев Южной Америки, не находящихся в контакте с европейцами, распространен кишечный паразит, сходный с паразитом, встречающимся в Индонезии и Полинезии. Часть жизненного цикла этого паразита проходит вне тела человека, но может протекать только в теплом климате. Поэтому невозможно допустить мысль о распространении этого паразита через область Берингова пролива, если только не сделать невероятное предположение, что люди — носители паразита прошли через полярные области за несколько месяцев, в течение которых паразиты находились в их теле;

3) тиф в Америке и в Океании переносится мышами, а не вшами, как в Старом Свете. Мыши, служащие носителями заразы, являются спутниками человека. По климатическим условиям, они также не могли пройти за ним через полярные области.

Все эти данные заслуживают внимания специалистов-паразитологов. В первую очередь следует, конечно, рассмотреть возможность переноса указанных возбудителей европейцами после открытия Америки.

rss