Методы мотивации труда

Опубликовано: 23.10.2017


Методы мотивации труда аналогичны методам, используемым в управлении персоналом вообще. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные и большое количество конкретных частных методов. Управление персоналом и, в частности, мотивацией труда должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей.

Рассмотрим отдельно каждый вид методов управления мотивацией труда.

Административные методы
Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:
Организационно-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), то есть правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения. При определении их состава и содержания используются научные подходы к менеджменту, правовые акты должны быть объединены в систему;
Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации. Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства.



Психологические методы лечения хронического пост-травматического стрессового расстройства (ПТСР) у взрослых


Актуальность: Пост-травматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может развиться вслед за травмирующим событием. Оно характеризуется повторным переживанием травмы (в виде ночных кошмаров, воспоминаний и мучительных мыслей), избеганием напоминания о травмирующем событии, негативным изменением мыслей и настроения, и симптомами гипер-возбуждения (чувство пребывания на краю, повышенная пугливость, чувство гнева, трудности со сном, и проблемы с концентрацией внимания).

Предыдущие обзоры поддерживали использование индивидуальной когнитивной поведенческой терапии, фокусированной на травме, (КПТФТ) и десенситизации с репроцессингом движениями глаз (ДРДГ) в лечении пост-травматического стрессового расстройства. КПТФТ является вариантом когнитивной поведенческой терапии (КПТ), который включает в себя ряд методов, чтобы помочь человеку преодолеть травмирующее событие. Она представляет собой комбинацию когнитивной терапии, направленной на изменение способа думать (как человек думает), и поведенческой терапии, направленной на изменение того, как человек действует. КПТФТ помогает человеку примириться с травмой через воспоминания об этом событии. ДРДГ - это психологическая терапия, которая ставит целью помочь человеку переработать (репроцессинг) свои воспоминания о травмирующем событии. Эта терапия включает в себя актуализацию в памяти связанных с травмой образов, представлений и телесных ощущений, в то время как терапевт направляет движения глаз из стороны в сторону. При этом идентифицируются более позитивные представления о травмирующих воспоминаниях с целью замены ими тех, которые вызывают проблемы.



Методы психологии


"Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки" (С. Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического познания мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и свои методы достижения истинного знания. В психологии за всю историю ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.

Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень - это конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии - конкретные эмпирические методики, с помощью которых происходит сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.



Детский диабет: методы лечения и психологическая поддержка


О том, как выявить сахарный диабет на ранней стадии, чем помочь близким с таким диагнозом, а также какие современные и перспективные методы лечения заболевания существуют сегодня, в интервью проекту "Социальный навигатор" рассказала директор Института детской эндокринологии Валентина Петеркова.

—  Диабет — это генетическое или приобретенное заболевание?

— Существует несколько различных форм сахарного диабета. У детей и подростков основной формой (более чем в 90% случаев) является диабет I типа. Он относится к приобретенным заболеваниям у лиц с наследственной предрасположенностью, которая выявляется при исследовании специальных генов, ответственных за нарушения в работе аутоиммунной системы (отягощенная наследственность при диабете I типа у родственников встречается достаточно редко).

При этом определенная комбинация нормальных генов (их называют генами предрасположенности) создает предпосылки для сбоев в работе иммунной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов внешней среды, которые приводят к повреждению клеток, выделяющих инсулин.

—  Какова статистика по заболеваемости диабетом в России, ее динамика?

— По данным государственного регистра сахарного диабета (СД), на 1 января 2016 года в РФ было зарегистрировано 31 727 детей и подростков с диабетом I типа, из них почти 23 тысячи детей от 0 до 14 лет и почти 9 тысяч подростков от 15 до 18 лет.

При этом за год выявлен 3421 новый случай заболевания среди детей, а средняя заболеваемость — 13,69 на 100 тысяч детского населения. В среднем ежегодный прирост заболеваемости составляет 3,1%. Всего за период наблюдения (за 2001-2016 годы) выявлено 41 604 новых случая СД I типа среди детей от 0 до 14 лет.



Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала


Методы мотивации труда аналогичны методам, используемым в управлении персоналом вообще. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные и большое количество конкретных частных методов. Управление персоналом и, в частности, мотивацией труда должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей.

 

 

Рассмотрим отдельно каждый вид методов управления мотивацией труда.

Административные методы

Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:

Организационно-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), то есть правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения. При определении их состава и содержания используются научные подходы к менеджменту, правовые акты должны быть объединены в систему;

Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации. Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства.



Методы психологии


Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.