Главная
›
Новости
Формы принятия и реализации управленческих решений
Опубликовано: 02.09.2018
24 Классификация методов принятия решений
Формы принятия и реализации управленческих решений
В практике управления используются разнообразные формы разработки решений:
Указ – решение Главы государства, утвержденное парламентом и имеющее силу закона.
Указание – решение, носящее методический, технологический характер и рекомендуемое для разъяснения, наставления. 22 Типовые задачи принятия управленческих решений
Закон – решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер.
Акт – решение широкого круга государственных и общественных организаций, включая международные отношения.
Приказ – решение руководителя, облеченного властью в организации, обязательное для исполнения. Максим Поташев. Мозговой штурм, и реализация творческого процесса в группе Синергия
Распоряжение – решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными.
Протокол – решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств.
Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.
Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей в различных сферах деятельности.
Соглашение – решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности.
План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время реализации решений.
Контракт – решение, чаще всего коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей, считающееся подвидом соглашения.
Оферта – решение коммерческого характера о предложении лицу заключить сделку на указанных условиях, выступающее одной стороной контракта.
Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях, выступающее второй стороной контракта.
Положение – решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность.
Правила – решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор норм поведения и деятельности работников.
Модель – решение, включающее набор определенных элементов и связей, воспроизводящих реакции реального процесса или явления на входные воздействия.
Существует множество форм реализации управленческих решений, рассмотрим основные и наиболее распространенные из них.
Предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
Деловая беседа – специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.
Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
Сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.
Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.
Тренинг – специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
Совещание – коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
Заседание – узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
Отчет – сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.
Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.
Циклический характер разработки управленческого решения заключается в том, что если в результате реализации решения эффективность его оказалась низкой, то принятое решение необходимо пересмотреть, усовершенствовать или разработать вновь. Таким образом, цикл РУР может повторяться до тех пор, пока не будет принято и реализовано решение, обеспечивающее требуемую эффективность и достижение цели. Если цель РУР по каким-либо причинам не может быть достигнута, то корректировке подвергается сама цель, и проблемная ситуация решается другим образом.
Управленческое решение должно быть направлено на решение проблемы. Некоторые проблемы, например выход из строя оборудования, можно решить полностью, некоторые – частично, например снизить текучесть кадров. Некоторые проблемы вообще не решаются, а лишь снимается их острота, например конфликт целей собственников и управленческого персонала или конфликт между интересами (целями) предприятия и конкурентов.
Несмотря на то, что проблему можно решить корректировкой и согласованием целей, приоритетными все же считаются решения, направленные на изменение конкретной ситуации. Если ситуация изменяется незначительно или меняется не в соответствии с целью предприятия, то это означает, что либо не были учтены какие-либо факторы, влияющие на процесс реализации решения, либо появились новые факторы как результат постоянно изменяющихся условий внешней среды.
{SITELINK-S135}Сокращение сроков и повышение эффективности подготовки производства{/SITELINK}
|